Обучение и наставничество персонала лаборатории. Процедура - LINCO

Материалы

Экономьте время на разработке,
используя свободные формы от LINCO

Разделы

Скачать формы
Пройдите простую регистрацию

Обучение и наставничество персонала лаборатории. Процедура

Открытая разработка документов | LINCO Open Source
Обучение и наставничество персонала лаборатории. Процедура
Версия от 23.11.20

ВЕРНУТЬСЯ К ПЕРЕЧНЮ ДОКУМЕНТОВ ❯
ПЕРЕЙТИ К ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ 17025 ❯


Документ создается сообществом лабораторий и открыт для дополнения и редактирования.

Вы можете участвовать в корректировке и дополнении, а также направить нам свою версию документа для включения её в состав данного материала. Для этой цели используйте форму загрузки внизу страницы.

Данный материал будет полезен для разработки документов системы менеджмента своей лаборатории.

Содержание
1. Назначение и область применения

Настоящая процедура устанавливает единый порядок проведения обучения персонала в испытательной лаборатории, порядок введения в должность вновь принятых сотрудников, основные правила организации и проведения работы по наставничеству, права и обязанности наставника и закрепленного за ним стажёра.

2. Нормативные ссылки
2.1.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

2.2.

Приказ Минэкономразвития России от 26 октября 2020 г. № 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации".

2.3.

ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".

2.4.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Система менеджмента качества. Требования".

3. Определения

Обучение персонала - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения навыками, умениями под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей, гарантирующий компетентность сотрудников, соответствующую имеющимся и предстоящим задачам лаборатории.

Провайдер - поставщик услуг по обучению персонала.

Внешнее обучение - обучение, осуществляемое организацией провайдера, занимающегося обучением персонала, с целью получения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или переподготовка сотрудника) или прохождения краткосрочных курсов (лекции, семинары).

Квалификация - уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определенный разрядами, классами, званиями и другими квалификационными категориями.

Повышение квалификации - обучение сотрудников с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у них профессиональных знаний, необходимых для выполнения производственных функций.

Профессиональная переподготовка специалистов - получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, необходимым для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получения новой квалификации.

Внутреннее обучение (техническая учёба) - обучение, проводимое сотрудниками лаборатории, с целью повышения уровня знаний и подготовки к имеющимся и предстоящим задачам.

Наставничество - процесс индивидуальной профессиональной подготовки сотрудника под руководством наставника, направленный на передачу опыта и знаний, овладение навыками работы и формирование корпоративной культуры.

Наставник - высококвалифицированный, специально подготовленный сотрудник, осуществляющий индивидуальную подготовку стажёра.

Стажёр в лаборатории - сотрудник, имеющий стаж работы в области аккредитации до одного года.

Стажёр по охране труда и технике безопасности - сотрудник, проходящий первичное обучение по охране труда и технике безопасности.

Первичное обучение (стажировка на рабочем месте) - обучение вновь принятых сотрудников, специалистов, имеющих длительный перерыв в работе (1 год и более) или сменивших должность, профессиональным навыкам, безопасным приёмам и методам труда непосредственно на рабочем месте.

Промышленная безопасность - состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Оценка эффективности обучения - комплекс мероприятий, позволяющий по итогам обучения определить уровень прогресса знаний участников и качества организации учебного процесса.

Аттестация - система мероприятий по определению уровня профессиональной компетентности на основе соответствующего образования, подготовки, навыков, опыта и меры соответствия аттестуемого требованиям профессионального стандарта должности.

4. Сокращения и обозначения

ПБ – промышленная безопасность
ОТ – охрана труда

5. Процедура
5.1. Организация обучения

По способу проведения, специфике решаемых задач выделяют следующие виды обучения:

  • внешнее обучение;
  • внутреннее обучение.
5.1.1. Внешнее обучение
5.1.1.1.

Внешнее обучение проводится организацией провайдера, занимающегося обучением персонала.

5.1.1.2.

Решение о привлечении внешнего провайдера образовательных услуг принимает руководитель лаборатории.

5.1.1.3.

Руководитель лаборатории формирует План внешнего обучения персонала на год: определяет потребность в обучении, принимает участие в установлении критериев оценки эффективности обучения.

5.1.2. Внутреннее обучение
5.1.2.1. Описание внутреннего обучения
5.1.2.1.1.

В соответствии с периодичностью и характером выделяют следующие виды внутреннего обучения:

  • первичное;
  • периодическое;
  • экстренное;
  • специальное.
5.1.2.1.2.

Для обучения могут быть использованы методы обучения:

  • индивидуальный;
  • групповой.
5.1.2.1.3.

Занятие для персонала лаборатории может иметь форму:

  • теоретическую;
  • практическую.
5.1.2.2. Первичное обучение. Наставничество
5.1.2.2.1.

За каждым вновь принятым сотрудником (рабочие профессии) руководитель лаборатории закрепляет наставника из числа специалистов лаборатории, отвечающих квалификационным требованиям, и определяет сроки стажировки по охране труда и технике безопасности.

5.1.2.2.2.

Сотрудники, имеющие стаж работы в области аккредитации менее одного года, являются стажёрами в лаборатории. За ними закрепляются наставники на срок до достижения необходимого стажа работы в области аккредитации (до одного года). Один наставник одновременно может назначаться не более двум принятым сотрудникам.

5.1.2.2.3.

При выборе наставника учитываются следующие квалификационные требования:

  • опыт работы в занимаемой должности (по профессии) не менее одного года;
  • наличие соответствующего профессионального образования;
  • отсутствие замечаний руководства, коллег и заказчиков.
5.1.2.2.4.

Факт закрепления наставника за стажёром, дата начала стажировки и дата достижения годового стажа работы регистрируются в соответствующем разделе Журнала обучения и наставничества.

5.1.2.2.5.

В ходе собеседования со стажёром наставник оценивает его потребность в подготовке и совместно с менеджером по качеству на основании Программы наставничества стажёров в лаборатории составляет План наставничества стажёра в лаборатории индивидуально для каждого стажёра.

5.1.2.2.6.

Обучение вновь принятых сотрудников проводят по Программе введения в должность и Программе проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте согласно Графику введения в должность, который разрабатывается индивидуально для каждого сотрудника.

5.1.2.2.7.

Специалисты, назначенные ответственными за проведение первичного обучения, совместно с наставником обучают, наблюдают, проверяют на практике умение стажёра выполнять требуемые испытания в течении:

  • 2 недель (при необходимости срок увеличивается) для вновь принятых сотрудников в период испытательного срока;
  • 1 недели для специалистов, имеющих длительный перерыв в работе (1 год и более);
  • 1 недели (при необходимости срок увеличивается) для специалистов, переведенных на другую должность.
5.1.2.2.8.

По ходу обучения стажёром заполняется Лист поручений, выдаваемый менеджером по качеству.

5.1.2.2.9.

По окончании первичного обучения ведущий специалист группы выдаёт сотруднику контрольную пробу для проведения испытаний. Результаты анализа контрольной пробы заносятся в Лист поручений и передаются руководителю лаборатории для принятия решения о допуске сотрудника к работе.

5.1.2.2.10.

Сотрудник со стажем работы в области аккредитации от одного года допускается к самостоятельной работе.

5.1.2.2.11.

Сотрудник со стажем работы в области аккредитации менее одного года допускается к работе под руководством наставника в качестве стажёра в лаборатории.

5.1.2.2.12.

В обязанности стажёра в лаборатории входит:

  • планирование отбора проб согласно Графику производственного контроля;
  • прием и регистрация проб на анализ;
  • учет реактивов, посуды, расходных материалов и их движение (списание);
  • участие в оформлении заявки на химреактивы, лабораторной посуды и расходных материалов;
  • измерение и регистрация показателей внешних условий в помещениях лаборатории;
  • фильтрование проб;
  • контроль за нагревом проб при выпаривании;
  • набор воды для лабораторного анализа;
  • подготовка рабочих мест для анализа;
  • прошивка и нумерация журналов, внутренних документов лаборатории;
  • освоение методов анализа под руководством наставника (при этом результаты анализов стажёра при оформлении регистрационных журналов, протоколов не учитываются, а записываются в рабочий журнал стажёра).
  • участие в проведении внутреннего контроля качества.
5.1.2.2.13.

Стажёры в лаборатории (опыт работы в области аккредитации до одного года):

  • могут осуществлять аналитические работы в области аккредитации только под руководством своих наставников;
  • могут вносить результаты испытаний в рабочие журналы без права подписи;
  • не имеют права вносить результаты испытаний в протоколы испытаний и подписывать протоколы испытаний;
  • не имеют права подписи в отчетной документации лаборатории.
5.1.2.2.14.

Стажёры, имеющие опыт работы в области аккредитации 1 год, после проверки теоретических и практических знаний допускаются к самостоятельной работе. Результаты проверки оформляются в Протоколе проверки знаний и допуска к самостоятельной работе.

5.1.2.3. Периодическое обучение
5.1.2.3.1.

Менеджер по качеству совместно с ведущими специалистами на основании Программы технической учёбы составляет График непрерывного периодического обучения, устанавливает день, время и место проведения занятий, определяет форму и необходимое количество занятий.

5.1.2.3.2.

После каждого проведённого занятия специалист, ответственный за обучение, вносит запись в Журнале обучения и наставничества и отмечает присутствующих.

5.1.2.4. Специальное обучение
5.1.2.4.1.

Специальное обучение может быть проведено при:

  • установке нового оборудования;
  • изменении или введение новой нормативной документации;
  • освоении новых методов анализа;
  • разработке новых документов.
5.1.2.4.2.

Специалист ответственный за обучение определяет необходимую форму (теоретические, практические), метод (индивидуальные, групповые) и количество занятий.

5.1.2.4.3.

После каждого проведённого занятия специалист ответственный за обучение делает запись в Журнале обучения и наставничества и отмечает присутствующих.

5.1.2.5. Экстренное обучение
5.1.2.5.1.

Экстренное обучение проводят в случае обнаружения грубых ошибок (несоответствий в действиях персонала).

5.1.2.5.2.

Ответственный за обучение специалист определяет необходимую форму (теоретические, практические), метод (индивидуальные, групповые) и количество занятий.

5.1.2.5.3.

После каждого проведённого занятия специалист ответственный за обучение делает запись в Журнале обучения и наставничества и отмечает присутствующих.

5.1.2.6. Обучение в области промышленной безопасности и охраны труда
5.1.2.6.1.

Подготовка сотрудников в области ПБ и ОТ может осуществляться посредством прослушивания курсов, организуемых провайдером образовательных услуг или посредством проведения инструктажей на рабочем месте.

5.1.2.6.2.

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на:

  • вводный;
  • первичный;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.
5.1.2.6.3.

Вводный инструктаж по ПБ и ОТ проводится специалистом в области ПБ и ОТ Общества.

5.1.2.6.4.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж на рабочем месте проводит руководитель лаборатории или специалист, назначенный распоряжением ответственным за проведение инструктажа, индивидуально с каждым сотрудником или с группой сотрудников.

5.1.2.6.5.

Повторный инструктаж по ОТ проводят по Программам проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте и Перечню инструкций по охране труда ежеквартально со всеми сотрудниками.

5.1.2.6.6.

Внеплановый инструктаж по ОТ проводится:

  • при изменении или введении новых нормативных правовых актов, содержащих требования ОТ, а также инструкций по охране труда;
  • при изменении технологических процессов, замене оборудования и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • при серьёзном нарушении работниками требований ОТ;
  • по требованию компетентных должностных лиц;
  • при перерыве в работе более 30 дней.
5.1.2.6.7.

Целевой инструктаж проводится при:

  • выполнении разовых работ;
  • ликвидации последствий аварий;
  • выполнении работ, на которые оформляются разрешительные документы;
  • проведении массовых мероприятий.
5.1.2.6.8.

После каждого проведенного инструктажа делается запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

! - В случае отсутствия сотрудника на занятии по периодическому, специальному, экстренному обучению или обучению по ОТ, ответственный за обучение принимает решение об организации повторного занятия или о самостоятельном изучении темы сотрудником, пропустившим занятие.

5.2. Оценка эффективности обучения и усвоения навыков
5.2.1. Оценка эффективности внешнего обучения
5.2.1.1.

По итогам внешнего обучения проводится проверка знаний и (или) рабочее совещание.

5.2.1.2.

После прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки может быть проведена проверка знаний.

5.2.1.3.

Для проверки знаний организуется экзаменационная комиссия, в состав которой входит руководитель лаборатории, менеджер по качеству, ведущий специалист лаборатории.

5.2.1.4.

Проверка знаний осуществляется по билетам, содержащим вопросы профессионального характера и охране труда. По итогам проверки знаний менеджер по качеству оформляет Протокол проверки знаний.

5.2.1.5.

Рабочее совещание после прохождения обучения проводится с целью довести полученные знания до сведения персонала. Если рабочее совещание носит характер специального внутреннего обучения, то в Журнале обучения и наставничества вносится соответствующая запись.

5.2.2. Оценка эффективности внутреннего первичного обучения и наставничества
5.2.2.1.

Степень подготовленности к выполнению производственных функций, уровень знаний безопасных приёмов и методов труда оцениваются путём проверки знаний стажёра руководителем лаборатории.

5.2.2.2.

На основании Листа поручений и собеседования со стажёром руководитель лаборатории принимает решение о допуске сотрудника к самостоятельной работе.

5.2.2.3.

В случае неудовлетворительного результата определения контрольной пробы или по решению руководителя лаборатории, назначается дополнительный срок первичного обучения с повторным анализом контрольной пробы.

5.2.2.4.

Показателями эффективности работы наставника является выполнение целей и задач стажёром в период осуществления наставничества.

5.2.3. Оценка эффективности внутреннего периодического, экстренного и специального обучения
5.2.3.1.

Текущий контроль навыков и знаний по темам внутреннего обучения проводится 1 раз в год путём проверки знаний по темам проведённых занятий.

5.2.3.2.

Извещение персонала лаборатории осуществляется не позднее, чем за неделю до проверки знаний.

5.2.3.3.

По итогам проверки знаний менеджер по качеству оформляет Протокол проверки знаний.

5.2.3.4.

В случае неудовлетворительного результата проверки знаний или отсутствия сотрудника назначается дополнительный срок подготовки и проводится переэкзаменовка.

5.2.4. Оценка эффективности обучения по ОТ и ПБ
5.2.4.1.

Инструктажи по охране труда на рабочем месте завершаются проверкой знаний, проводимой путём устного опроса.

5.2.4.2.

Очередная проверка знаний требований охраны труда проводится не реже 1 раза в 3 года. Проверка знаний осуществляется по утвержденным экзаменационным билетам.

5.2.4.3.

Внеочередная проверка знаний требований охраны труда независимо от срока проведения предыдущей проверки может быть проведена:

  • при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда;
  • при вводе в эксплуатацию нового оборудования, требующего дополнительных знаний по охране труда;
  • при назначении сотрудника на новую должность, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения им своих должностных обязанностей;
  • по требованию должностных лиц и органов, компетентных установить нарушения требований охраны труда и недостаточность знаний требований охраны труда;
  • при перерыве в работе в данной должности более 1 года.
5.2.4.4.

Сотрудники, не прошедшие проверку знаний по охране труда, обязаны пройти повторную проверку знаний в срок не позднее 1 месяца.

5.2.5. Аттестация персонала лаборатории
5.2.5.1.

С целью определения уровня профессиональной компетентности на основе соответствующего образования, подготовки, навыков, опыта и установления соответствия требованиям должностной инструкции проводится аттестация персонала лаборатории.

5.2.5.2.

Аттестация сотрудников лаборатории проводится по решению руководителя лаборатории в соответствии с установленными правилами и сроками.

5.2.5.3.

В плановом порядке аттестации подлежит весь персонал лаборатории, кроме:

  • сотрудников, проработавших в занимаемой должности менее одного года;
  • сотрудников, достигнувших пенсионного возраста;
  • беременных женщин;
  • сотрудников, находившихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в течение года со дня выхода на работу;
  • сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые договоры сроком до 2 лет.
6. Ответственность
6.1.

Руководитель лаборатории несёт ответственность за:

  • формирование заявки внешнего обучения персонала;
  • проведение инструктажа по ПБ и ОТ на рабочем месте;
  • подготовку распоряжения о стажировке на рабочем месте, назначении наставника стажёрам по охране труда и технике безопасности, и стажёрам в лаборатории;
  • организацию проверки знаний по результатам внешнего и внутреннего обучения.
6.2.

Менеджер по качеству несёт ответственность за:

  • оформление Графика введения в должность;
  • выдачу Листа поручений
  • составление Программы технической учёбы;
  • составление Графика непрерывного периодического обучения;
  • ведение Журнала обучения и наставничества;
  • контроль процесса обучения.
6.3.

Наставник несёт ответственность за:

  • за организацию теоретической и практической подготовки стажёра на рабочем месте;
  • оформление Листа поручений стажёром.

ВЕРНУТЬСЯ К ПЕРЕЧНЮ ДОКУМЕНТОВ ❯
ПЕРЕЙТИ К ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ 17025 ❯

Реклама

Общество с ограниченной ответственностью "Браво Софт", ИНН 5262147360, ERID: 2VtzqwQh9zg

Пожаловаться
О рекламодателе
Реклама на LINCO
Скопировать ссылкуСкопировано

  Система АЖУР − это безопасный цифровой инструмент для учета реактивов, ГСО и прекурсоров. Мнение лабораторий

07.02.2024 8:00:00 | Отправитель: Общество с ограниченной ответственностью "Браво Софт"


Автоматизированный
журнал учета реактивов

Здравствуйте!

Автоматизируйте ведение учета реактивов, ГСО и прекурсоров
в пару кликов

Быстрое формирование отчетности
Планирование и закупка химреактивов
Контроль сроков годности и остатков
Прозрачность расхода каждого реактива
Проверить систему

Мнение лабораторий

Надежда Александровна
Старший лаборант Центра эпидемиологии
Владимирской области (ООО "Комфорт")

«Благодарим команду "БравоСофт" за сотрудничество и профессионализм.
В конце 2023 года мы приобрели программу АЖУР для наших медицинских лабораторий, что стало грамотным решением с нашей стороны - интеграция АЖУР в рабочие процессы помогла нам справится с множеством профессиональных вопросов и оптимизировать учет реактивов в лаборатории.

В нашей организации действуют одновременно 2 лаборатории, которые находятся в разных корпусах, а заведуют ими разные сотрудники.
Одна из лабораторий располагается на трех этажах - в таких условиях довольно проблематично контролировать наличие реактивов.

Теперь мы знаем, что у нас есть на складе, просто открыв АЖУР. Не нужно каждый раз идти и перепроверять остатки - вся информация есть в системе. К тому же стало удобнее планировать закупки реактивов и рассчитывать остатки - по ним всегда есть отчеты, а также информация по нашим регулярным расходам. То есть мы знаем, в каком количестве тратим реактивы, а значит можем планировать будущие закупки, как на месяц, так и на полгода вперед.

Цифровые технологии упрощают работу. А это значит остается время на другие важные вопросы. Мы тратим меньше времени на организационные вопросы, а значит можем уделить больше внимания основным нашим задачам - лечению людей, анализам пациентов и медицинской практике.»

Система помогает лабораториям

1. Создать свою картотеку реактивов в электронном формате

2. Настроить уведомления с учетом временных затрат на поставку

3. Быстро находить нужный реактив для использования из выбранной партии

4. Следить за сроками годности реактивов

5. Планировать бюджет закупок для лабораторий

6. Легко формировать даже самую строгую отчетность по расходным материалам

ВАЖНО!
АЖУР внедряется за 1 день без программистов!
© Copyright, 2024, ООО «Браво Софт»
603141, г. Н. Новгород, ул. Геологов, д. 1, помещение П34, офис 509

  Ваша почта на LINCO

Подробнее

Работает с интеллектом платформы

Обсудите на Форуме


  • Обучение персонала. Наставничество в лаборатории

    Форум > Материалы. Процедуры > Обучение персонала. Наставничество в лаборатории     Авторизоваться

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Работник с квалификацией по диплому "Санитарный фельдшер", работавший долгое время в санитарно-гигиеническом отделении фельдшером-лаборантом,, переводится в группу отбора образцов. Вопрос №1: должен ли этот работник быть стажером 2 года? Вопрос №2: достаточно ли будет внешнего обучения по отбору проб ?


  • Возможно Вас заинтересует

    Форма журнала. Регистрация технических учеб
    Форма журнала. Регистрация технических учеб

    Информация

    Поделиться своими материалами

    Связаться с нами