Вопрос 1: Многие аккредитованные
лица в настоящее время начинают новый цикл подтверждения компетентности (ПК). Ранее при пятилетнем ПК
проверялись результаты деятельности
за период, прошедший с последнего двухлетнего ПК. Сохраняется ли
сейчас данный подход в отношении
объемов проверки? Какова практика
в настоящее время?
Ответ:
На официальном сайте Росаккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено разъяснение
порядка подтверждения компетентности аккредитованного лица
в форме документарной оценки (https://fsa.gov.ru/press-center/info/16154/). Согласно ему в случае отсутствия позволяющих провести
полную экспертизу на предмет
соответствия критериям аккредитации
с учетом области аккредитации заявителя документов
и сведений, включая международные, национальные стандарты
и иные документы, приложенных
к заявлению на прохождение процедуры ПК аккредитованного лица,
эксперт по аккредитации вправе
запросить недостающие согласно
утвержденному Приказом Минэкономразвития России № 707
перечню документов, подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации с учетом
области его аккредитации, а также
сведения о результатах деятельности за отчетный период. Последний
определяется в соответствии с ч. 1
ст. 24 № 412–ФЗ2
согласно пп. 2–9
перечня из Положения, утвержденного Приказом Минэкономразвития России № 704 (далее — Приказ № 704): проводится анализ
представленных аккредитованным лицом документов и сведений
и по результатам составляется акт
экспертизы.
При этом оценка соответствия
аккредитованного лица критериям
аккредитации при прохождении
процедуры ПК согласно п. 1 ч. 1
ст. 24 № 412–ФЗ в течение первого года со дня аккредитации проводится по документам и сведениям, представленным с заявлением
(исключением являются пп. 24.3, 24.6, где фактическое соответствие
данным пунктам по представленным документам и сведениям
невозможно).
Вопрос 2: С 01.03.2023 г. в соответствии
с особенностями осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации
органы инспекции к форме заявления об аккредитации должны прикладывать описание области аккредитации, сформированное с использованием
средств ФГИС Росаккредитации, форма
которого отличается от предусмотренной
Приказом Минэконом развития России
от 16.08.2021 г. № 496. Планируется ли
приведение форм к единообразию и каким путем?
Ответ:
Формы области аккредитации,
установленные программным модулем «конфигуратор областей
аккредитации», будут приведены
в соответствие с предусмотренными Приказом Минэкономразвития
России от 16.08.2021 г. № 496.
Вопрос 3: Будут ли пересмотрены методические рекомендации по описанию области аккредитации органа инспекции, утвержденные приказом Росаккредитации от 25.12.2019 г. № 277? Также актуальным остается вопрос о пересмотре
методических рекомендаций по описанию области аккредитации органов по
сертификации продукции, процессов,
услуг (Приказ Росаккредитации от
13.06.2019 г. № 106) и испытательных
лабораторий (Приказ Росаккредитации
от 25.01.2019 г. № 11).
Ответ:
Методические рекомендации
в отношении всех типов аккредитованных лиц будут пересмотрены в ближайшее время.
С учетом данного обстоятельства
полагаем, что в случаях разночтений с нормативным правовым
актам Российской Федерации методические рекомендации следует применять только в части,
не противоречащей им.
Вопрос 4: Аккредитованные лица обязаны передавать в Росаккредитацию
сведения о своих работниках. Сведения
о каких работниках, в т. ч. и в связи с изменением персонального состава аккредитованного лица, имеются в виду?
Ответ:
В соответствии с подп. «а» п. 1
Положения, утвержденного Приказом № 704, аккредитованные
лица представляют в Федеральную
службу по аккредитации сведения
о работниках, принимающих участие в работах в соответствии
с областью аккредитации, подтверждающие соответствие аккредитованного лица критериям
аккредитации, об изменении
сведений, включая состав и (или)
компетентность персонала,
принимающего участие в работах и (или) услугах в соответствии с областью аккредитации,
в т. ч. электронные документы или
электронные образы (скан-копии)
документов об образовании,
повышении квалификации.
Таким образом, представляются сведения о работниках, непосредственно участвующих
в оценке (подтверждении) соответствия, а также выполняющих
работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства
измерений.
Вопрос 5: Возможно ли изменить адрес
места (мест) осуществления деятельности органа по сертификации без проведения выездной оценки соответствия,
и какими нормативными правовыми
актами это регулируется?
Ответ:
Частью 6 ст. 24 № 412–ФЗ установлено, что аккредитованное лицо
вместе с прохождением подтверждения компетентности вправе пройти и процедуру изменения места
или мест осуществления деятельности. Для этого необходимо отразить это в заявлении о проведении
процедуры ПК аккредитованного
лица и приложить к нему документы, указанные в ст. 17 № 412–ФЗ.
При этом оценка соответствия аккредитованного лица критериям
аккредитации осуществляется согласно названной статье и проводится одной экспертной группой.
С учетом изложенного изменение
места или мест осуществления деятельности возможно только в рамках
процедуры подтверждения компетентности и только по результатам
выездной оценки соответствия.
Источник: статья «Ответы Росаккредитации на вопросы читателей ККП» (журнал «Контроль качества продукции» № 02-2023, стр. 34-35)